Надо ли лечить дырявый кишечник

Дырявый кишечник, синдром дырявой кишки – нередкий диагноз, который ставят врачи интегративной медицины. А вот классические доктора над дырками в кишечнике смеются.  Разбираемся, почему.

На канале “Россия24” вышел репортаж “Целебный лайк”, в котором неслабо приложили “инстаграмврачей”. Правда, в эту категорию попали и реальные доктора, и натуропаты, и специалисты по грудному вскармливанию.

Под раздачу попали и врачи интегративной/превентивной медицины, которые “ставят несуществующие диагнозы ради процента с одного известного американского сайта” (название iHerb в передаче ни разу не произнесли).

Лечение БАДами практически приравняли к гомеопатии, а то и вовсе к уринотерапии, а диагнозы интегративщиков у экспертов – “настоящих врачей” – вызывали нервные смешки. Особенно их умиляет “дырявый кишечник”. Позиция другой стороны в фильме не была представлена, так что мы решили спросить тех самых “знахарей из инстаграма” (среди которых доктора и кандидаты биологических и медицинских наук), действительно ли диагноз “дырявый кишечник” не настоящий.

Карина Покусаева, доктор биологических наук, специалистка по микробиоте, mygutmatters.com

Представление об организме и том, как он работает, в последние годы сильно меняется, в том числе благодаря изучению роли микробиоты кишечника. Сегодня мы знаем, что по количеству клеток в нашем теле, мы только на 50% люди, все остальное – бактерии. Еще недавно легкие и внутриутробная жидкость считались стерильными, а вот сегодня доказано, что нет, они также проницаемы.

Есть термин intestinal permeability (“кишечная проницаемость”), это абсолютно научный термин, целые лаборатории заняты изучением этого явления. Простое название – leaky gut, “дырявый кишечник”. Нет диагноза “дырявый кишечник”, но есть явление повышенной – патологической – проницаемости. 

Есть врачи, которые отрицают это явление, так же как есть специалисты, которые не считают полезными пробиотики. В современных университетах будущие врачи проходят очень маленький курс по микробиологии – в рамках инфекционных заболеваний. Со временем эта ситуация должна измениться. Как можно познать вселенную триллиона микроорганизмов за пару лекций? 

Микробы общаются с организмом – с мозгом, эндокринной системой, практически с каждым органом. И мы только сейчас приблизились к тому, чтобы понять, как это все происходит. 

Одна из важнейших функций бактерий кишечника – защитная. Бактерии помогают не только переваривать еду, но и обороняться от вирусов и патогенных организмов – выделяют антимикробные и антивирусные вещества.

В кишечнике есть три слоя защиты. Первая – микроорганизмы. Чем изобильнее и разнообразнее микробиота, тем лучше. Представьте себе армию, в которой есть разные “виды войск”. Такая микробиота сможет дать отпор многим проблемам. Но вот вы пропили несколько курсов антибиотиков, и первый бастион защиты ослаб.

Бактерии действуют на клетки эпителия кишечника – энтероциты, причем на определенный вид энтероцитов, те, что выделяют защитную слизь, существовать в которой не могут многие патогены. Когда полезные микрооганизмы находятся в нужном количестве в микробиоте, то и слизь присутствует в достаточном количестве. Но при нарушенной микробиоте внутри кишечника образуются “проплешины” без слизи, и эти места становятся очень уязвимы. 

Теперь разберем третий “слой защиты”. Между клетками кишечника есть “плотные контакты” (научный термин, по-английски он звучит как “tight junctions”), это такая “сшивка” мембран соседних клеток белками. Когда все в балансе, эти связи очень крепкие, клетки плотно прилегают, проход между ними узкий.

Кишечник проницаем – это абсолютно нормально. Но если есть сбои в микробиоте и недостаточно слизи, то начинают ослабевать и плотные контакты. Через пространство между клетками начинают проникать крупные молекулы, которые в норме не должны этого делать. Те же молочные белки и глютен. И почему сейчас выросло количество людей, чувствительных к глютену – потому что у них проницаемый кишечник. А он такой в первую очередь из-за нарушенной микробиоты.

При патологической кишечной проницаемости в организме возникает воспаление, которое может проявляться совершенно по-разному. У кого-то – синдромом раздраженного кишечника, у кого-то – головными болями, пищевыми чувствительностями, проблемами с сердцем, ожирением, диабетом, артритом, вагинальным кандидозом. И люди годами ищут причины проблем со здоровьем и не знают о том, что надо обратить внимание на свою микробиоту, восстановить слои защиты кишечника.

Отрицать то, над чем сегодня трудится передовой край науки – странно, нелогично. И точно не на пользу пациентам.

Карина Фомичева, врач-генетик, к.м.н., @lchf_for_you

Для меня все вопросы о реальности синдрома повышенной кишечной проницаемости отпали, когда Владимир Трофимович Ивашкин (советский и российский медик, доктор медицинских наук, профессор, Академик РАН, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Лечебного факультета, директор Клиники пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии, гепатологии Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова, “главный гастроэнтеролог страны”) на конгрессах стал делать по нему доклады. Как можно догадаться, он представитель доказательной медицины.

Очень много чего нет в «стандартах», но это не значит, что нет в нас. Медицина стандартов просто не успевает за всеми научными исследованиями.

Ирина Урнова, primal health coach, betterskin.ru

Нередко дискуссия о «ненастоящих диагнозах» несет в себе некоторую путаницу и подмену понятий. Например, про термин «дисбактериоз» часто снисходительно говорят, что нигде кроме России его не употребляют. Да, это так, но это не значит, что не существует проблемы нарушений микрофлоры кишечника, а именно она и имеется в виду. Просто сегодня по всему миру используют термин «дисбиоз» – «нет термина» не значит, что не существует такой проблемы или что она не признана. С дырявым кишечником схожая ситуация: словосочетание leaky gut прочно вошло в обиход за последние 10 лет, но оно вызывает скепсис у специалистов – официального диагноза с именно такой формулировкой нет. Тем не менее проблема кишечной проницаемости медициной признана, она изучается, диагностируется и корректируется. Ее в том числе ассоциируют с диабетом I типа и целиакией. Но такой диагноз не ставится через интернет и по общим признакам типа прыщей на подбородке и повышенной утомляемости. Существуют специальные исследования, направленные именно на выявление состояния стенок кишечника — без них ни один квалифицированный специалист не будет делать заключений и тем более выписывать схему лечения, которая тоже должна подбираться индивидуально.

Юлия Мальцева, нутрициолог, @yoga.detox

Начнем с того, что это не диагноз, то есть не самостоятельное заболевание, а синдром, сопровождающий другие состояния. Причем не всегда патологические. Например, мы рождаемся с повышенной проницаемостью. 

У младенцев клетки, выстилающие пищеварительную систему, находятся на некотором расстоянии друг от друга. Поэтому нельзя кормить грудных детей всем подряд: кишечник еще не созрел и все делается постепенно, чтобы предотвратить аллергические реакции.

Кишечник медленно созревает с момента рождения и до двух–пяти лет, в зависимости от индивидуальных особенностей и опыта первых лет жизни. Однако во взрослом возрасте клетки кишечника могут разойтись в результате повышенной выработки белка зонулина , желудочно-кишечной инфекции или стресса. Повышенная кишечная проницаемость влияет на кишечный транзит (скорость прохождения еды через пищеварительную систему), переносимость определенной пищи, настроение, концентрацию, поведение и даже пристрастие к определенной еде. Длительное состояние повышенной проницаемости может вносить негативный вклад в развитие заболеваний, таких как аутоиммунные процессы, аллергии, кожные проблемы и т.д.

Катя Янг, врач-эндокринолог, @wow.so.young

Феномен тонкокишечной проницаемости вполне серьезно обсуждается на конгрессах гастроэнтерологов, отрицать его существование бессмысленно и не учитывать в практике врача – непрофессионально.

Это естественное явление, которое при определенных условиях – неправильном питании, наличии хронического воспаления, дисбалансе в микробиоте, паразитарных инвазиях – может привести к патологическим процессам в организме.

Да и разошедшийся в русскоязычном интернете перевод термина leaky gut syndrome – «синдром дырявой кишки» звучит не лучшим образом. Специалист должен грамотно использовать понятия, разбираться в тонкостях этого физиологического, а не патологического процесса. Разговаривать с пациентом на нормальном человеческом языке, но оперировать профессиональными терминами.

Другое дело, что вокруг этого диагноза много спекуляций, маркетинговых историй, запугивания пациентов и игры на ипохондрии: страшные заболевания связаны с катастрофическими дырами в кишечниками, мы все умрем и прочее.

Использовать этот термин прямолинейно и утверждать, что наличие «дырявого кишечника» непременно означает развитие аутоиммунного заболевания, – непрофессионально. Однако и игнорировать феномен тонкой кишечной проницаемости – странно.

Поделиться записью:

Leave a Comment

Your email address will not be published.