ЧЕЛОВЕК ДЕЛА: МАРИЯ СТРИЖОВА

Основательница Green Market о том, что мешает российским зож-стартапам выйти на международный уровень, как приучить старшее поколение к смузи и raw-десертам и где найти силы на несколько бизнес-проектов.

[image style=”” name=”off” link=”” target=”off” caption=””]https://cilantro.ru/wp-content/uploads/2015/12/3.jpg[/image]

[dropcap]В[/dropcap] эти выходные, 12-13 декабря, в Екатеринбурге в кинотеатре “Салют” пройдет очередной Green Market, ярмарка, которая открывает уральские бизнес-проекты в сферах красоты, гастрономии и дизайна. Одна из его основательниц и идейная вдохновительница Мария всем процессом рулит из Чикаго. Экономист по образованию и дизайнер по призванию сейчас получает образование в сфере моды, кормит местную русскоязычную диаспору домашней едой из советского детства “Маруся”, фотографирует и записывает песни. И, конечно же, помогает уральским стартапам получить путевку в жизнь. В общем, гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей.

[icon size=”fa-lg”]fa-user[/icon] Мария Стрижова, 26 лет
[icon size=”fa-lg”]fa-home[/icon] Из Екатеринбурга, Россия
[icon size=”fa-lg”]fa-flag-o[/icon] Живет в Чикаго, США
[icon size=”fa-lg”]fa-star[/icon] Дизайнер, основательница Green Market

Как появился Green Market?

Мои друзья-дизайнеры и я много раз участвовали в различных ярмарках. Потом обсуждали между собой и предлагали организаторам, как и что можно улучшить. Но нас особо никто не слушал. Летом 2014 после очередного провального маркета уверенно взялись за дело. Выбрали галерею уличного искусства «Свитер». В Екатеринбурге принято проводить подобные мероприятия в торговых центрах или ангарах, а у нас было было арт-пространство. Еще мы хотели, чтобы люди, которые придут к нам в гости, попробовали то, что нам нравится – здоровую, полезную или интересную еда. Не жареную картошку, не бутерброды и не бургеры . Хотя у нас потом на Green Market стартовал проект, который сейчас в городе очень-очень популярен – VegBurger. Предложили нашим знакомым, которые производят разные вкусняшки, стать частью события. Так у нас сложились арт, дизайн и гастрономия. И еще мы добавили альтернативное образование, сформировали лекторий. Тогда пришло очень много народу, настолько, что мы столкнулись с неожиданной проблемой – вентиляция не справлялась. Стало понятно, что это востребовано.
Изначально вам не хватало площадки дизайнеров. Сейчас на афише Green Market на первом месте “красота”, потом “искусство, гастрономия и лекции”. Какая из составляющих все-таки главная?

Мы каждом маркете выделяем один блок и делаем его шире. Новогодний будет больше про дизайн. Прошлой осенью делали упор на образование. Летом вкусно кормили, было много участников с новыми для Екатеринбурга продуктами. Например, у нас были ребята с супермашиной, которая выжимает сок из ростков пшеницы. 

Где вы берете зожные проекты в суровом Екатеринбурге? Много ли их, на что они делают ставку?

Со всеми нашими участниками мы разговариваем. Спрашиваем: кто вы, зачем, вы точно уверены в своей идее, кто ваш покупатель, кому это нужно. Многие отвечают: “Не знаю, мне нравится”. Они заходят в бизнес с закрытыми глазами, а представление о нем имеют потому, что в интернете прочитали. Но у некоторых получается. Один из примеров – “Макошь”. Это ребята из-под Екатеринбурга, они собирают травы в экологически чистом районе, котором живут – Cысертском – сами варят, создают косметику. Аня и Паша выглядят очень аутентично, носят березовые ободочки. С детства знают, какие травы на что влияют, научились мешать с маслами. Они смогли свою культуру и быт реализовать в бизнес. Аня училась на фармацевта, то есть, не просто взяла намешала. Недавно они прошли сертификацию, продаются в Екатеринбурге и Москве, есть доставка по всей России, они настроены серьезно.

Вообще Green Market – за экологичность, но без фанатизма. Мы не говорим, что мы экологичные. Мы хотим привить осознанность. В том числе и в бизнесе. Чтобы люди понимали, зачем они в него идут, как работать с людьми. Мы делаем мастер-классы, чтобы помогать начинающим предпринимателям. Green тут, в первую очередь, “зеленые” – новые. Но при этом у всех участников продукция должна быть натуральной. 

[ux_gallery name=”on”]8276,8295,8290[/ux_gallery]

Насколько востребованы в Екатеринбурге здоровые продукты, нужен кому-то сок из ростков пшеницы на Урале?

Очень востребованы! Не то, чтобы люди хотят его каждый день пить. Но попробовать, узнать новый вкус – да. Это интересный момент: мы привлекаем на ярмарки не только молодежь из инстаграма. Мы работаем со всеми местными газетами, которые делают олдскульные печатные версии, с городским телевидением. Аудитория, которая приходит на маркет, конечно, на 70 процентов состоит из людей, которые хотят быть в тренде. Но мы знакомим с нашими проектами и старшее поколение. Я, например, водила маму. Им тоже интересно попробовать raw-чизкейки.

Да, придет мама или суровый уральский мужчина, попробует raw-чизкейк, подивится. Но вряд ли они потом будут искать, где купить этот пирог или семена чиа для пудинга?

Происходит ровно наоборот. Те клиенты, на которых мы даже не смотрели, как на основных, потом рассказывают о новом опыте другим, заказывают, им хочется делиться. Но при этом у многих нет инстаграма” или вконтакте. Им нужен имейл или телефон, чтобы позвонить и заказать. Это удивительно. Клиент пошел откуда не ждали. 

Какие  здоровые проекты, представленные на Green Market, сейчас стали реальными бизнесами?

Завтрак будит”. Ребята делают каши, но не простые, а в очень интересных комбинациях. Основатель Игорь Новосельцев даже защитил MBA с этим проектом. Сейчас у них огромная сеть доставки каш и творожных десертов. Инстаграмы всей модной молодежи Екатеринбурга заполнены фоткам этих завтраков. Я очень рада, что у них получилось – они очень сомневались. На первый маркет Игорь подал заявку, потом что-то у него произошло, он должен был уехать, мы вернули ему деньги. Когда на второй раз начался набор заявок, я ему написала. Он сначала даже ответил: “Тогда не сложилось, значит, не надо начинать”. А теперь они везде.

Еще один интересный проект – Falafel Brothers – настоящий фалафель и хумус как в Израиле. Стартовали в прошлом феврале. Тоже безумно популярны.

Есть ребята, которые занимаются чаем – “Петровский иван-чай”, работают с поставщиками из Башкирии, закупают травы, смешивают, создают очень интересные миксы, делали специальный сбор для Green Market.

Сколько времени понадобится российским зожным проектам, чтобы выйти на международный рынок, что им мешает? Когда у нас появятся бренды как Natura Siberica, которые продаются по всеми миру? 

Главный момент, который мешает выйти на международный уровень, – незнание языков. Второй момент: я сейчас учусь fashion-менеджменту. И нам рассказывают, как все устроено – какая есть огромная надстройка до клиента. И без одной составляющей нет успеха. Нет мерчендайзера, не разложены как надо вещи, – все, ничего не работает. Это огромный механизм, который надо выстраивать. У нас обычно хотят быть три в одном: и создавать, и продавать, и рекламировать – никому не делигируют полномочия. Я спрашиваю у наших стартапов: “Почему вы не продаетесь на Etsy? Это очень хороший ресурс”. Большинство говорят: “Мне некогда, у меня маркеты, мне надо делать украшения”. Ну тогда не надо говорить, что вы хотите узнаваемости, продаж. Natura Siberica участвовала во всех возможных выставках. Они заключали договоры, которые у них были заранее подготовлены. Никто не придет и не скажет: “О, какой у тебя клевый проект@. Рассчитывать на удачу? Она может один раз подвернуться, когда ты найдешь классную идею или произойдет нужная встреча. Дальше надо что-то делать.

[ux_gallery name=”off”]8282,8283[/ux_gallery]

А вы где берете силы и время на все проекты. У вас Green Market, домашняя еда “Маруся”, дизайн, учеба. Как вы все успеваете?

У меня еще два хобби: я фотографирую – мне очень нравится снимать людей – и пою, записала несколько песен. Не говорю, что я такая хорошая: и вот это могу, и вот это могу. Просто не хочу упускать возможность. Мне хочется каждую данную мне способность довести до какой-то стадии. Силы как раз и появляются от этого. Я думала: как люди управляют мнгогомиллиардными империями? Как уследить, знать всех по именам, понимать все процессы, все контролировать, давать советы, поддерживать? Но когда ты получаешь результат, он дает тебе энергию на больший шаг. Пусть даже и не всегда успешный. И каждый день ты учишься и чувствуешь, что можешь еще. Я стараюсь писать план на год, но он обычно перевыполняется на 200 процентов. Мне надо над этим поработать, научиться ставить реальные цели, перестать себя недооценивать.

Photo: предоставлены: Марией Стрижовой, МакошьFalafel BrothersЗавтрак будит

Поделиться записью:

Leave a Comment

Your email address will not be published.