Медицинская помощь на борту самолета

Какая авиакомпания сможет спасти вам жизнь, если у вас случилась гипогликемия во время полета. Узнали, на борту каких самолетов в аптечку входит глюкометр и глюкоза.

аптечка на борту

20 августа российскому политику и блогеру Алексею Навальному стало плохо на борту самолета S7, который летел из Томска в Москву. Самолет совершил посадку в Омске, Навального в коме доставили в БСМП №1 города Омск. 

Спустя сутки было озвучено, что причиной состояния стало нарушение углеводного обмена и падение уровня глюкозы – гипогликемия. 

Российские СМИ озвучивали, что саму гипогликемию могли вызвать и диета, и голодание, и выпитый накануне алкоголь.

Олеся Бруслик, врач-эндокринолог, создательница блога @dr.bruslik комментирует: “У здорового человека гипогликемическая кома невозможна. Да, такие явления как тремор, голод, агрессия, нервозность могут быть при инсулинорезистентности. И гипогликемия из-за падения уровня сахара после выработки инсулина при ИР – это все возможно. Но это падение никогда не приведет к коме. Такое падение глюкозы крови – это всегда реакция на введение инсулина”.

В истории, которая была озвучена российскими врачами много и других несостыковок. Например, есть запись криков предположительно Навального в самолете (в кадре его нет). Однако, как говорит доктор Бруслик, состояние гипогликемии напоминает обморок, оно сопровождается снижением давления. В таких ситуациях люди не ходят и не кричат.

аптечка на борту

Однако, если абстрагироваться от противоречий официальных заявлений и мнений независимых врачей, гипогликемия может случиться со многими, а вовремя не оказанная помощь на высоте 10 тысяч метров над землей привести к осложнениям. Сергей Исламкин, врач анестезиолог-реаниматолог объясняет: “Причиной осложнений может стать и не гипогликемия как таковая. Например, неизвестно от чего, но критически падает уровень глюкозы в крови. Человек теряет сознание и у него западает язык. Тогда дальнейшие изменения связаны не с гипогликемией как таковой, а с гипоксией”.

Единственный способ достоверно обнаружить гипогликемию – измерить уровень глюкозы крови. Сделать это можно с помощью глюкометра – небольшого портативного прибора стоимостью 10-20 долларов. Значения уровня глюкозы ниже 70 мг/дл (3.9 ммоль/л) будут означать гипогликемию. Реаниматолог Сергей Исламкин и врач-терапевт Юлия Кильтина сходятся во мнении, что в таких ситуациях поможет сладкий раствор, например, теплый чай с приличным количеством сахара.

Если рядом с человеком с гликемией оказался врач с глюкометром, то специалист может принять решение ввести раствор глюкозы внутривенно.

Мы решили выяснить, был ли глюкометр на борту S7, которым летел Алексей Навальный, а заодно отправили запросы в другие авиакомпании.

Мы спросили:
1. Как, согласно правилам авиакомпании, действует экипаж воздушного судна, если во время полета пассажиру становится плохо?
2. Какие действия может совершать команда воздушного судна, чтобы помочь пассажиру, которому стало плохо?
3. Какую помощь имеет право оказать пассажир-врач?
4. Какие препараты и приборы есть в аптечке самолетов авиакомпании? Есть ли в аптечке глюкометр и раствор глюкозы?

аптечка на борту

Аптечка в самолетах авиакомпании S7

Авиакомпания S7 – крупнейшая частная авиакомпания России с самым современным парком воздушных судов на российском рынке авиаперевозок. Широкая маршрутная сеть позволяет пассажирам путешествовать в 181 город в 26 странах мира. (Информация с официального сайта компании):

“Все бортпроводники обязательно проходят курс медицинской подготовки и учатся отрабатывать ситуации, которые чаще всего встречаются на борту. Например, оказывать помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, останавливать кровотечение, помогать пассажирам справиться с волнением и т. д.

Бортпроводник выясняет возможные причины ухудшения самочувствия, измеряет пульс и температуру, может предложить воду, лед и лекарства из аптечки. В нее входят базовые безрецептурные препараты: обезболивающие, успокоительные, антигистаминные таблетки, глазные и ушные капли, средства от насморка, изжоги или диареи, укачивания, а также бинты, лейкопластырь, йод и повязки. Сейчас для борьбы с распространением коронавируса все аптечки также укомплектованы дополнительными антисептиками, масками и перчатками. Бортпроводник может предложить лекарства, но не имеет права настаивать на их приеме — выбор всегда остается за пассажиром.

Кроме того, на борту есть другой вид аптечки – для использования медицинским работником, если он оказался среди пассажиров. В него входят ампулы с раствором для внутривенных и внутримышечных инъекций, препараты сосудорасширяющего действия, спазмолитики, бронхолитики, средства для повышения свертываемости крови и т. д. 

Говоря об оказании помощи на борту, мы имеем в виду только первую помощь.

Глюкометр и раствор глюкозы в состав аптечек не входят”.

Аптечка в самолетах авиакомпании KLM

“Наш экипаж обучен оказанию первой помощи пассажирам, это базовая подготовка. Если недомогание серьезное, экипаж спрашивает, есть ли на борту врач. При необходимости устанавливается связь с врачом KLM Health Services на земле для консультации.

Пассажиру оказываются все необходимые для помощи процедуры в пределах возможностей экипажа. Если экипаж и врач, когда он присутствует, не могут стабилизировать пассажира и ситуация опасна для жизни, пилот выполнит медицинское отклонение от курса (посадку).

[Врач из числа пассажиров на борту может сделать] конечно же, все, чтобы спасти пассажиру жизнь.

В авиации содержание аптечки на борту регулируется IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), глюкометр и раствор глюкозы входят в стандартный набор.

Если это длительный перелет над океаном, и возможности приземлиться в экстренном случае нет, запас медпомощи на борту должен быть шире. Из-за пандемии в аптечку входят наборы с защитной одеждой и масками, чтобы защитить врача или команду при оказании помощи пассажиру с потенциальным случаем коронавируса”.

Аптечка в самолетах авиакомпании AirFrance

“Члены экипажа регулярно проходят ежегодную подготовку по оказанию первой медицинской помощи пассажирам и оснащены аптечками и дефибрилляторами. В случае возникновения чрезвычайной ситуации во время полета можно напрямую связаться с Парижским SAMU (Служба скорой медицинской помощи Парижа / Наземный медицинский персонал) по телефону.

Экипаж имеет право оказывать первую помощь и сердечно-легочную реанимацию. Чтобы получить доступ к лекарствам в аптечке, необходимо связаться по телефону с наземным медперсоналом (SAMU de Paris) или иметь врача на борту. Врач на борту также должен связаться с SAMU для оказания помощи.

Аптечка для неотложной медицинской помощи и аптечка первой помощи собраны согласно правилам EASA (Агентство авиационной безопасности Европейского Союза).

Глюкометр и раствор глюкозы в аптечке есть”.


Из внешнего пресс-офиса “Эмирейтс” нам сообщили: “К сожалению, на данный момент мы не можем предоставить запрашиваемые комментарии на эту тему”.

Представительница ОАО «Авиакомпания «Белавиа» ответила на наш запрос: “Мы рассмотрели Ваш запрос и информируем, что авиакомпания «Белавиа» не планирует принимать участие в данном проекте в связи с отсутствием актуальности темы для авиакомпании в данный момент”.

Из пресс-офисов авиакомпаний “Аэрофлот”, Nordwind, “Победа”, “Россия”, “Уральские авиалинии”, “Люфтганза”, Alitalia, Delta, China Airlines мы не получили ответа на момент публикации.

По данным различных исследований, до 15,5 до 46% взрослого населения Земли страдает инсулинорезистентностью. В 2017 году в России было 30 млн. человек с преддиабетом, это (обратимое) состояние, предшествующее диабету второго типа, при котором также диагностируется инсулинорезистентность.

Текст: Анастасия и Олена Исламкины

Поделиться записью:

Обсудим?

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *