Что делать, если у вас инсулинорезистентность?

Саше КУЗНЕЦОВОЙ поставили неутешительный диагноз – инсулинорезистентность. Она предлагает сделать выводы из ее истории.

Мне поставили этот диагноз недавно – мой инсулин 8,2 мкЕд/мл. Верхняя граница допустимого значения, как объяснила мне доктор Катя Янг. Инсулинорезистентность – это заболевание, при котором клетки становятся нечувствительны к инсулину. Потенциально это ведет к диабету 2 типа, болезни Альцгеймера, атеросклерозу и бесплодию.

Первые звоночки прозвенят рано, и вы можете не обратить на них внимания: острая необходимость десерта, быстрый голод после еды, утомляемость, красные пятна на шее и груди, небольшой лишний вес. Когда я читаю симптомы резистентности к инсулину, удивляюсь, насколько это про меня.

Как понять, что вы группе риска по инсулинорезистентности?

Меня к диагнозу инсулинорезистентность вела вся жизнь. Мне 20 лет, и 17 из них папа говорил, что я жирная. Он бы и сейчас продолжал, но я переехала. Проблема в том, что класса до седьмого я не была даже пухлой, но мысль прижилаcь: я жирная.

Психика выработала интересный способ защиты: сладкое и печенье я уничтожала в промышленных масштабах. Сахар стал зависимостью, которая привела к большому лишнему весу – я наконец-то стала жирной.

К концу школы я была толстушкой в глубокой депрессии. Последняя вылилась в невроз с музыкой в голове, паническими атаками и навязчивыми мыслями о шизофрении. Депрессию диагностировал врач, а не продиктовала мода на “тонкую душевную организацию”.

инсулинорезистентность
2013 год. 9 класс, время взрослеть и открывать для себя прекрасный мир зависимостей. Моя – не алкоголь и сигареты, а сладкое

Кстати, не думайте, что в школе я была увальнем, чьи дни проходят на диване с ноутбуком на пузе. Это к вопросу о депрессии: я работала в музее, развивала японский центр в Мурманске, ко мне даже приезжало телевидение из Японии. Зимой – лыжи и санки, летом играла с подружками в волейбол, каталась на роликах. Но когда мы скидывались на круассаны и шоколадки, они могли наесться, а я – нет.

На первом курсе университета я взяла себя в руки: справилась с депрессией, закрыла обе сессии на отлично, меня отправили на стажировку в Китай, и я похудела. Прилично похудела. Если к 11 классу я добралась до брюк 50 размера, то на пэпэ (правильном питании, #пп) наконец вернулась к 44-46. А дальше никак.

инсулинорезистентность
2015 год, я в 11 классе, ношу 50 размер.

Цена за похудение была заплачена огромная, но результат особо не вдохновлял. Хоть я и сбросила больше 10 кг, мои советы “как похудеть” вызовут в лучшем случае сочувственную улыбку.

И я все еще не могла воспринимать себя вне рамок понятия “жирная”. Жирная и мерзкая в любом весе.

Вывод: в первую очередь в группе риска те, у кого неадекватные отношения со сладким. Надо съесть конфетку после обеда для сытости? Без неё жизнь не жизнь? Проверьте инсулин. Это же справедливо для тех, чей рацион в принципе высокоуглеводный, даже если речь о “полезных” кашах, цельнозерновом хлебе и фруктах.

Людям с лишним весом и трудностями в похудении провериться нужно обязательно.
Следить за уровнем инсулина нужно тем, в чьей семье были случаи диабета. У меня им страдают папа и бабушка.

Я была сахарным маньяком, но сейчас скорректировала питание. Инсулинорезистентность мне больше не грозит?

Я похудела на жестком ограничении калорий и главное – жиров. Плакала, когда представляла, что придется питаться в подобном стиле всю жизнь. Это со мной что-то не так, раз я не наедаюсь “правильной едой”, правда? Вес стоял, и я пошла на большее урезание калорий.

Апофеоз был в Китае: на обед – жменька гречи, два листа нори и пара кусочков соевого сыра. Зато я могла позволить себе время от времени стаканище сладкого молочного чая. Это была моя отдушина.

инсулинорезистентность
2016 год, похудела на жменьке гречки

Наверное, там, наверху, кто-то есть, раз я так вовремя нашла Cilantro. А иначе… В Россию я вернулась уже в качестве редактора-стажера.

Я была вдохновлена LCHF, а мой замученный пэпэ организм отказывался менструировать и ждал, когда же ему дадут жира. И он свое получил. Все было классно: я ела вкусно, бюджетно и здорово. Правда, менструация не наступала или была очень скудной.

Мне пришлось буквально заставлять врачей меня обследовать и лечить, пропуская мимо ушей комментарии, что я не вполне женщина.

Я прошла всех специалистов, кучу раз сдавала гормоны и общие анализы, которые были в норме. В конце концов, у меня заподозрили микроаденому гипофиза, я прошла МРТ, которое говорило о подозрениях на дебют демиелинизирующего процесса (рассеянный склероз), но повторное исследование меня успокоило. Об этом я уже упоминала в тексте про LCHF в кафе и ресторанах.

Здоровье восстанавливалось. А потом началось лето. Мне хотелось больше фруктов. У нас есть дом на море, где вся округа снабжает нас черешней, абрикосами и прочей прелестью. Как устоять?

Вывод: корректировка питания в сторону низкоуглеводного – это всегда чудесно. Но если вы думаете, что здоровы, а значит, можете и фруктов поесть, и даже “запрещенку” иногда – не рискуйте, сдайте анализы. Вы годами “наедали” инсулинорезистентность. Настройтесь на то, что на восстановление уйдут годы. Хорошая новость – и вес, и мучительный голод уйдут раньше.

Симптомы инсулинорезистентности, на которые надо обратить внимание

Я помню один случай прошлым летом: мы с папой поехали в Сочи, где сняли дом и сами готовили. В один день мы позавтракали и пошли в дендрарий, но я быстро захотела есть и попросилась домой. В этот момент я ненавидела себя. Безвольная и слабая – лишь бы жрать. Этот быстрый голод был почти все лето, обратить бы на него внимание.

2017 год. Кажется, что-то все-таки идет не так

В сентябре я снова поехала в Китай, а там следовать кето оказалось невозможно. Даже не потому, что найти хотя бы мясо без сахара бывает трудно. Кето и LCHF для меня – системы питания, где на первом месте здоровье, мы строго следим за качеством продуктов. Мясо коров травяного откорма, оливковое масло и гхи – это невиданная роскошь для Китая. Только литры арахисового, только хардкор.

Я сильно отступала от привычного питания, хотя и подключила периодическое голодание и даже отмывала жареную курицу от кисло-сладкого соуса.

Вечно уставшая, сонная, голодная – я считала, дело в том, что мне приходилось думать на трех языках и говорить на четырех. Ну и в том, что я безвольное жирное животное, разумеется.

В январе я приехала в Казань и начала активно искать работу. Сейчас я аналитик в интернет-газете “Реальное время”, после работы бегу на учебу, которая длится до восьми вечера. Еда в контейнере, ночной голод и недосып прилагаются.

Вскоре я заметила, что мой обычный завтрак – два яйца с овощами и сыром/беконом – насыщает меня, как овсянка на воде. После обеда у меня дикий жор, хотя мой стандартный набор: обязательно квашеная капуста + другие овощи, максимально разнообразные, приготовленные со сливочным/топленым маслом, и говядина, реже свинина. Голод “глушила” десертами – горьким шоколадом, орешками или яблоком, но комфортнее не становилось. При этом я изо всех сил старалась не перекусывать. Ужин, который я торопилась проглотить между парами, только распалял аппетит.

Вернулись проблемы с менструацией, она стала скудной. Я связала это с малым количеством углеводов и большой нагрузкой, поэтому стала добавлять к обеду раз в три-четыре дня гречку. Это помогло, правда и она мне сытости не давала. Когда я достигла дна отчаяния, у Кати Янг @wow.so.young появился пост для разбора рациона. Даже странно, что я не постеснялась написать ей.

Вывод: самый яркий признак – голод после еды. Только убедитесь, что у вас хорошие порции, которые раньше вас насыщали. Я бы описала это чувство так: “я плотно поел, но вот один назойливый червячок просит конфетку, дайте ее, и тогда я буду точно сыт”.

С высоким инсулином очень трудно сбросить вес, так что если вы едите адекватное количество еды, и вес стоит, это тревожный звоночек.

Девушкам стоит обратить внимание на сбои в цикле.

Инсулинорезистентность также связывают с головными болями, усталостью и заторможенностью, плохим сном, проблемами с концентрацией.

Какие анализы на инсулинорезистентность сдать и как их расшифровать?

Катя отнеслась с удивительным участием. Она посоветовала сдать инсулин натощак, лептин, ТТГ и ферритин (холодные руки и ноги), а после согласилась дать оценку анализам.

Итак:

  • инсулин 8,2 мкЕд/мл. 8 мкЕд/мл – это верхняя допустимая граница для инсулина.
  • ТТГ 0,609 мкМЕ/мл
  • ферритин 27 нг/мл
  • лептин 13,6 нг/мл. 10 нг/мл – это уже много, говорит о лептинорезистентности. То есть клетки глухи к гормону насыщения, от того и хочется есть, даже когда сыта. Кстати, в постах про меня Катя говорила, что резистентность к инсулину наступает через 5-10 лет после лептинорезистентности.

“Есть инсулинорезистентность и анемия. То есть гипотериоз на клеточном уровне возможен”. Шок-боль-слезы. Но Катя успокоила, что это лечится.

Вывод: сдавать анализы нужно комплексно, хорошо, если квалифицированный врач подскажет, какие именно. Лаборатории часто предлагают очень высокую планку “нормы” лептина и инсулина – вплоть до 20, это очень много. Увидели что-то близкое к 8 – нужно насторожиться.

Анализы плохие. Что делать?

Инсулинорезистентность – первый (уверенный) шаг к диабету. У моей бабушки из-за СД была гангрена, ей ампутировали ногу. Я очень боюсь этого заболевания.

Мне хотелось получить больше информации о диагнозе, и я полезла в интернет. Рунет (не единогласно) заверяет: вылечиться нельзя, но жить можно. Если обобщить рекомендации с разных сайтов: нужно увеличить физическую нагрузку и скорректировать питание. А это самое интересное.

Плюс-минус диета с различных сайтов включает: маложирные молочные продукты, фрукты, крупы, нежирное мясо и рыбу, обязательно дробное питание. На этом моменте я закрывала вкладку сайта.

Дело в том, что при дробном питании наш инсулин то и дело поднимается, поджелудочная не успевает отдыхать, работает на износ. Это одна из причин развития заболевания. На молочные продукты, особенно маложирные, сильный инсулиновый ответ. Про фрукты, крупы и нежирное мясо даже говорить не хочется.

Физическая нагрузка – это уже дельный совет, действительно помогает привести инсулин в норму.

Катя Янг сказала: не надо верить в то, что инсулинорезистентность неизлечима. Она дала следующие рекомендации:

Нужно понимать, что все это БАДы, вспомогательные средства. Куда важнее рекомендации по питанию – Эпипалео-RX протокол (подробнее о нем – по ссылке).

Главное в этой стратегии – завтрак после пробуждения с упором на белок. В целом за основу берется палео-рацион. Но упор делается на морепродукты, а не на мясо и не предусматривает курицу, промышленные масла, “молочку” и подсластители. Пасленовые исключаются, если уровень витамина D низкий, а фрукты только по сезону и местности.

2018 год. Начало новой жизни

Катя разрешила орехи в качестве перекуса, но это временная мера, от которой нужно уходить. И главный закон: ложиться спать до 23:00.

Вывод: получив неутешительные анализы, перестройте питание. Не пропускайте завтрак, старайтесь не перекусывать. Если до этого вы придерживались либерального LCHF, придется ужесточить диету. Обязательно высыпайтесь!

Какой врач лечит инсулинорезистентность?

Я последовала рекомендациям. После учебы – в кровать, завтрак – три яйца с зеленью и рыбой. Сметану заменили кокосовые сливки и молоко, пачка орехов на работе и баночка – с собой.

Я стала прислушиваться к голоду и поняла, что это даже не голод. Это слабость, жгучее чувство, шок организма, который не понимает, что еда была – на, используй.

Я рада, что Катя уделила мне время, но нужно было искать врача здесь, в Казани, чтобы следить за моим состоянием в динамике. Я была на 99% уверена, что врачи в моем городе не знают эти БАДы и посоветуют есть нежирный творог, но понадеялась узнать что-то про диагноз и анемию.

Я работаю и учусь, клинику выбирала ближайшую к институту. Это оказалась “Ам Медика” на Пушкина 1/55, литер Б.  Первичный прием эндокринолога – 800 рублей. Чистенько, миленько, чай-кофе в свободном доступе, скидка по студенческому. Врач, приятная женщина лет сорока, сама спустилась за мной и проводила в кабинет. Объяснила ей ситуацию, ее заинтересовал наследственный диабет, ожидаемо.

Упоминаю, что “не то чтобы на низкоуглеводном питании” (не хочу шокировать человека или вызывать негатив), но не очень люблю крупы и макароны. Доктор недовольна. На мой лептин врач внимания не обращает, ферритин ее не впечатляет, зато щитовидка “отличная”.


Врач просит описать мой завтрак и заключает: “Овощи насыщают ненадолго. Вам нужно есть порцию углеводов с каждым приемом пищи”. Под углеводами доктор имеет в виду хлеб. “Давайте так, я съедаю кусочек хлеба. Инсулин растет, потом падает, и я быстро хочу есть”. – “Это если у вас диабет”, – перебивает меня доктор. Надо же. Не знала, что инсулин выделяют только диабетики, особенно диабетики. “Без углеводов у вас жиры не усваиваются. Клеткам нужна энергия, глюкоза. А главные потребители глюкозы – сердце и мозг”. – “Жиры – тоже прекрасный источник энергии”. “Нет, – “аргументированно” парирует она и переходит к моему инсулину. “А у вас нет синдрома поликистозных яичников? Тут либо у вас СПКЯ, либо диабет, либо беременность. Вам нужно пройти гинеколога еще раз, потому что инсулинорезистентность – это следствие поликистозных яичников”.

А вот это уже показатель профнепригодности. “На самом деле СПКЯ – следствие, а не причина”, – пояснит мне позже Янг (об этом же можно почитать гинеколога на LCHF).

Из рассуждений доктора я поняла: она никак не связывает высокий инсулин с резистентностью, лептин ее не волнует, как и ферритин 27 нг/мл при норме 100, а корень моих проблем она видит в том, что я запрещаю себе сладкое.

Вывод: будьте готовы, что врач окажется некомпетентен и может повести вас по пути к диабету. Проконсультируйтесь с несколькими врачами. Читайте последние данные по этому заболеванию, чтобы знать, насколько рекомендации доктора обоснованы. Мы собрали большой список кето-врачей, которые практикуют доказательную медицину, многие из них консультируют дистанционно.

Со мной все хорошо, но мой близкий болен инсулинорезистеностью. Как я могу помочь?

Мне стало легче после постановки диагноза. Я всю жизнь корила себя за то, что я ем. Ненавидела за чувство голода. Последний год стало так невыносимо: я не успевала поесть, как снова была голодна. Жаловалась маме, но она отвечала, что я зациклена на еде. И я была согласна.

Резистентность к инсулину объяснила мое состояние, голод, зацикленность. Это не сняло с меня ответственность, никто меня не заставлял всю жизнь лопать шоколад. Наоборот – предостерегали эпитетом “жирная”.

Я стала по-другому относиться к лишним килограммам. Они и симптом, и следствие, и причина. Мне стало проще принять тот факт, что у меня есть лишний вес.

К сожалению, даже близким людям трудно понять, что это такое. Помню, в первые дни, когда углеводов стало совсем мало, я ехала домой поздно вечером, и мне было плохо. Я чувствовала слабость и есть хотелось до чесотки – не голод, больше похоже на какой-то приступ. Я позвонила папе, но он сказал, чтобы я не преувеличивала.

В другой день у меня повторилось состояние, когда недавно поела, но сил почти нет и голодно. Мне показалось, что это от низкого сахара. Мама предложила съесть конфету. А мне бы очень хотелось, чтобы близкие проявили чуть больше участия и почитали бы про мое заболевание.

инсулинорезистентность
Впервые за многие годы я понимаю, что происходит с моим здоровьем. Впереди длинный путь, но эмоционально мне гораздо легче.

Вывод: Еда – важная часть социального взаимодействия. Если ваш близкий болен инсулинорезистентностью, постарайтесь не быть “утешителем-соблазнителем”. Не надо говорить, что “все можно в меру” или предлагать съесть “маленький кусочек торта”, даже если вы в него всю душу вложили. Представьте, что у вашего друга тяжелая аллергия – на углеводы.

Постарайтесь узнать про резистентность больше. Как глупо предлагать человеку с депрессией взбодриться, так бессмысленно предлагать другу с ИР не лениться, больше двигаться, меньше жрать и вообще взять себя в руки. Инсулинорезистентность – это не ВИЧ, не рак, не Альцгеймер. Но вашему близкому человеку поддержка нужна не меньше, как и тем, кто страдает понятным серьезным заболеванием. Инсулинорезистентность можно успешно лечить. Лучшее, что вы можете сделать, это следовать тому же рациону, что и ваш близкий. По крайней мере, когда едите вместе. И близкий человек, и ваш организм скажут спасибо.

Проверьте себя: симптомы инсулинорезистентности

  • сонливость и усталость после приема пищи
  • постоянное чувство усталости
  • постоянное чувство голода, жажда
  • тяга к сладким продуктам, особенно после еды
  • частое мочеиспускание
  • объем талии больше 84 см у женщин и 90 см у мужчин
  • трудность в снижении веса
  • acantosis nigricans – это потемнение кожи на фалангах пальцев (руки “грязные”, не получается их отмыть), шее, паховых складках, у худых – колени, локти, лопатки и седалищные кости
  • множественные папилломы


Комментарий доктора Кати Янг
Врач-эндокринолог
Создатель методики восстановления здоровья fundamenta, ведущий эксперт института интегративной медицины “PreventAge”
Автор блога wow.so.young

  • Об инсулинорезистентности говорят цифры выше 8 мкЕД/л. Если лептин выходит за нижний референсный интервал лабораторной нормы или наоборот – выше 10 нг/мл, то это уже повод задуматься.
  • Чтобы справиться с ИР, в первую очередь надо менять питание, хотя образ жизни тоже имеет значение.э
  • Для коррекции лептинорезистентности необходим полноценный здоровый сон – обязательно до 23.00, потому что регуляция этого гормона происходит в мозге ночью. Важно соблюдение режима с вечерними релаксирующими процедурами, прогулки на свежем воздухе, достаточная физическая активность, правильное питание, умение справляться со стрессом.
  • При лептине выше 10 нг/мл показана добавка из африканского манго. Один из моих любимых препаратов, который я часто назначаю своим пациентам – Integra Lean Irvingia. Еще можно порекомендовать аминокислоту туарин. Она влияет на чувствительность рецепторов как к инсулиту, так и к лептину.
  • Помните, что при резистентности к лептину голодания противопоказаны, в случае с инсулинорезистентностью они допустимы, но будут свои нюансы.
  • Исчезновение или снижение симптомов, характерных для инсулинорезистентности говорит о том, что вы на правильном пути. Потребность в перекусах и чувство голода исчезают примерно через 3-4 недели, но так как нам необходимо создать новые нейронные связи, которые закрепят нашу привычку питаться по-другому, вовремя ложиться спать, регулярно заниматься, то для этого необходимо больше времени – до двух месяцев, иногда и дольше.
  • Сдать анализы повторно нужно через 1,5-2 месяца. Если пациенту удалось избавиться от «прилипших» к нему килограммов, исчезла тяга к сладкому, появилась бодрость и активность, то далее можно сдать анализы через 3 месяца, а потом раз в 6 мес.
  • Я считаю, что возможно вылечить или нивелировать проявления инсулинорезистентности, если пациент сам мотивирован на выздоровление и осознанно пришел к этому решению.

Лечение инсулинорезистентности

Все перечисленные в тексте БАДы собраны в корзине на iHerb вот тут. Прежде чем оформить заказ, проконсультируйтесь со своим врачом или одним из специалистов из нашего списка. Помните, что изменение рациона, ранний отбой и простое медленное дыхание для снижения уровня стресса совершенно бесплатны и гораздо важнее для вашего выздоровления, чем все БАДы мира.

Photo: из архива Саши Кузнецовой и кето-блогера @rishatlive

Чтобы сориентироваться в мире добавок и витаминов, которые помогают при инсулинорезистености, мы составили путеводитель “Сахарная перезагрузка”.


Хочу скачать путеводитель!

Поделиться записью:

Leave a Comment

Your email address will not be published.